Хочу выпускать газету объявлений! С чего начать?

Я занимаюсь автоматизацией верстки уже далеко не первый год и довольно часто получаю типовые вопросы, краткое содержание которых вынесено в заголовок. На эти типовые вопросы приходится давать такие же типовые ответы. Чтобы впредь не повторяться, напишу подробно, как подготовиться к запуску газеты бесплатных объявлений так, чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно потраченные время и деньги.

Сразу предупреждаю: я не могу рассказать, где взять денег на выпуск газеты объявлений. Я не могу рассказать ни про тематику, ни про рекламу, ни про привлечение потенциальных клиентов. Я могу рассказать только про технический вопрос подготовки к запуску газеты объявлений и про автоматизацию выпуска. Последовательно, по шагам.

Главное слово, которое следует держать в голове при подготовке к запуску газеты объявлений — это слово планирование. Планирование поможет избежать крупных ошибок на стадии запуска и сберечь существенную сумму денег.

Шаг номер 0. Концепция

Начать планирование газеты объявлений следует с разработки концепции. То есть, следует определить, что за объявления будут размещаться в газете. Это может быть узко специализированная газета по продаже автомобилей или недвижимости. Или газета с максимально широкой специализацией: начиная с продажи недвижимости и авто и заканчивая объявлениями о знакомствах. Специализация объявлений берется не с потолка: для районной газеты объявлений узкая специализация не имеет смысла ввиду небольшого количества заинтересованных клиентов.

Уже на этом этапе неплохо было бы сделать примерный список рубрик, определиться с графическими объявлениями. Можно придумать и расписать типы объявлений (в рамочках, на фоне, крупным шрифтом, т.д., т.п.). Если в газете планируются графические объявления, то нужно мысленно пригласить дизайнера (а лучше двух или трех) и рассчитать стоимость изготовления такой рекламы с учетом зарплаты мысленно приглашенного дизайнера.

Шаг номер 1. Типография

Как учат нас классики марксизма, всякая идея становится материальной силой, будучи подкрепленной финансово. Наиболее существенной кочкой на пути финансового благополучия газеты объявлений будет типография, превращающая чистую идею в материальный объект.

Путь взаимодействия с типографией — это путь компромиссов между желаемым и возможным. Очень хочется печатать объявления в 4 краски, поскольку, как говорится в известном анекдоте «во-первых, это красиво». Но не только красиво, но и дорого. Поэтому нужно взять калькулятор и концепцию, определенную в шаге номер 0 и скрупулезно подсчитать, потянет ли потенциальный рекламодатель потенциально красивую рекламу. Или лучше не искушать рекламодателя полноцветом, а остановиться на двухкрасочном варианте. На первоначальном этапе самой разумной стратегией будет стратегия разумной экономии. При этом не мешает запомнить, в какую сумму обойдется возможное будущее расширение возможностей.

Шаг номер 2. Софт

Или же программное обеспечение. Самый минимальный набор программного обеспечения для газеты объявлений это база данных и программа верстки. Лучше больше, но вот эти два программных продукта должны быть обязательно.

При этом затруднительно сказать, что важнее: база данных или программа верстки. При здравом размышлении все же придется признать, что, пожалуй, правильно организованная база данных, поскольку хорошо подготовленные данные способны заранее решить подавляющее большинство вопросов связанных с версткой, а вот в верстке, сколько угодно грамотной, гораздо труднее решить проблемы плохой организации данных.

Что должна обеспечивать база данных. В первую очередь, контроль над всеми объявлениями, текстовыми и графическими. В идеале должна быть возможность отследить историю правок, историю оплаты и вообще любые изменения как для каждого отдельного объявления, так и для рубрик. Во вторую очередь база данных должна обеспечивать контроль над работой сотрудников, что позволит объективно оценить работу. Или в случае непредвиденных обстоятельств, найти виноватого.

Не нужно легкомысленно относиться к вопросам организации базы данных. Пара сотен текстовых объявлений и несколько десятков графических объявлений без должного контроля могут превратиться в болото, в котором постепенно завязнет и утонет самая хорошая идея.

При планировании базы данных следует четко понимать, что все структурные изменения следует фиксировать именно в базе, а не в верстке. Например, нужно выделить какое-то отдельное объявление специальным шрифтом. Отметку об этом следует делать непосредственно в базе, поскольку это вопрос не только формата объявления, но и оплаты. В верстку должны попадать уже готовые данные. Такой подход исключит массу неприятных моментов в рабочем процессе.

Основная проблема с базами данных — это отсутствие общего типового решения. Как правило, каждая газета объявлений находит свои решения. Можно сделать базу данных на основе специальной конфигурации 1C. Можно заказать разработку специально под свои нужды.

Выбор программ верстки сейчас относительно широк. При наличии железной воли и огромного терпения верстку можно организовать даже в полностью бесплатных  программах. Но надежнее все же использовать Adobe InDesign, де-факто промышленный стандарт.

Третий важный момент, который следует продумать, это связь базы данных и верстки. Нужно подготовить грамотный экспорт данных в структурированном  формате, пригодном для использования в верстке. Наиболее подходящий формат — это XML.

Шаг номер 3. Макет

Разработка грамотного макета газеты сродни непростой инженерной задачи. При разработке макета потребуется опять вспомнить главное слово — планирование — и снова взяться за калькулятор.

На этом шаге уже можно и нужно привлекать дизайнера. Очень хорошо, если дизайнер при этом обладает определенными техническими познаниями, например, умеет считать.

Запомните два ключевых термина, отличающих хороший макет газеты объявлений от плохого макета газеты объявлений: модульная сетка и стили. Если в газете используется модульная сетка и разработаны стили под структурные элементы — это хорошая газета объявлений. Если не используется хотя бы один из указанных элементов — проблемы с версткой будут только нарастать.

Модульная сетка — это скелет макета газеты, на котором держится вообще все. Для чего она применяется в газете объявлений. В первую очередь для обсчета графической модульной рекламы.

Для создания модульной сетки (или сеток), следует получить в типографии данные о размерах запечатываемого поля, необходимых метках и т.п. На основе этих значений можно рассчитать общий размер страницы, поля и используемую площадь. На используемой площади определяются места под служебные элементы (колонтитулы, линейки, нумерацию страниц).  Оставшаяся площадь делится на колонки и строки с учетом средников. Например, 6 колонок и 12 строк дают модульную сетку на 72 модуля. Эти модули можно комбинировать, создавая группы. Группа шириной в два модуля и высотой в четыре модуля даст объект размером в 8 модулей.

Зная размеры модулей для каждого графического объявления, можно комбинировать объявления на странице и контролировать наполненность. При определенной сноровке можно достаточно точно подсчитывать, какую площадь займет текст определенного стиля с известным количеством знаков. И это все, повторю, еще на стадии подготовки к верстке.

Стили — это то, что делает печатное издание удобочитаемым и удобопонимаемым. Каждый структурный элемент должен иметь свой стиль: заголовки рубрик разного уровня, разные типы объявлений и т.д. То есть, элемент должен доносить не только текстовую, но и смысловую информацию, например, демонстрировать, что конкретное объявление не простое, а золотое важное.

Шаг номер 4. Сведение

На этом этапе как правило над подготовкой газеты работают несколько человек, а то и несколько отделов. Отдел рекламы все настойчивее озвучивает свои пожелания. Программисты базы данных, жестоко мотивированные отделом рекламы, вносят правки в свою часть работы, а отдел верстки должен внести поправки в свой технологический процесс. И все это с боями местного значения.

Так что на этом этапе важно путем под неусыпным контролем путем разумных компромиссов свести желания и возможности.

Шаг номер 5. А как же автоматизация?

Поскольку я занимаюсь автоматизацией верстки, неизбежно возникнет вопрос: а где же тут автоматизация? Или, если переформулировать: на каком этапе следует писать скрипты? Скажу так: автоматизировать желательно начинать с нулевого шага. То есть, уже на этапе концепции — для того, чтобы заранее спланировать весь технологический процесс.

Скрипты — это уже фактически финальная часть автоматизации. Если нет толковой базы данных для управления объявлениями — скрипты не очень помогут. Если не определены стили  — скрипты не очень помогут. Если нет модульной сетки — то же самое. При наличии грамотного макета скрипты могут здорово помочь, а при отсутствии помогут слабо.

Поэтому чем раньше начать автоматизировать верстку, тем лучше. Правильно организованный техпроцесс позволяет свести к минимуму рутинную работу, разгрузить сотрудников и снизить количество ошибок.

PS

Большая часть советов по автоматизации верстки, приведенных выше, относится не только к верстке газет объявлений, но и к подготовке любых других печатных (а вскоре, видимо, и электронных) изданий.

1 комментарий на “Хочу выпускать газету объявлений! С чего начать?

  1. Михаил

    Существует ли какие программы для?
    1) набора и выгрузки объявлений
    2) для автоматизации приема рекламы и последующем формированием раскладки номера
    Спасибо

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s